Что значит фамилия КРЫЖАНОВСКИЙ?
Фамилия Крыжановский (также Крижановский, Аржановский, Шановский) произошла от названия деревни Крыжановка в Винницкой области. Чаще всего, эта фамилия встречается у выходцев из Черниговской области, Полтавской области, Умани и Херсона.
Евреям Российской империи начали давать фамилии в конце 18-го века, после присоединения к Российской империи западных областей Белоруссии, Украины и Прибалтики - после раздела Польши. Тогда Екатерина II получила вместе с западными областями огромное количество евреев, у которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например "Шлойме сын Хаимке".
Чтобы "посчитать" свих граждан, а также организовать их призыв в армию были введены примерно раз в 10 лет переписи населения. Это и были "ревизские сказки", т.е. перепись населения, во время которой всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Вилейкин), либо по имени одного из родителей (например, Шифрин), а также по другим признакам, например, по профессиональному (Шойхет, Резник).
«Казацкая старшина»
Род Крыжановских основал выкрещенный еврей Антон Степанович, один из богатейших евреев Гетманщины. За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил звание сотника Глинського Лубенського полка (1742), а затем и полковника гадяцкого (1762—1772).
Засновником роду Крижановських (3) був вихрещений єврей Антон Степанович (? - июля 1772), який зробив запаморочливу кар'єру в гетьманській адміністраії. Спочатку він домігся передачі йому ряду відкупів та оренд. Поповнюючи гетьмансысу казну, Крижановський не забував i про себе, дуже швидко став одним із найбагатших людей Гетьманщини. За послуги гетьманській адміністрації Антон Степанович отримав непогану винагороду - уряд сотника Глинського Лубенського полку (1742), а потім i полковника гадяцького (1762-1772). До цього ж роду, ймовірно, наложив i відомий єпископ Смарагд Крижановський.
http://amkob113.narod.ru/hron/
Якова Крижанівського, «от родителей закона еврейского в Польской области». Він ще був юнаком, але вже міг «разуметь письмом еврейским», знав i церковнослов'янську мову. Вихрестившись i нарікшись прізвищем Крижанівський (від «криж» - хрест), молодий козак служив при церковній школі, воював у 1763-1768 pp. 1768 р. його послано в розвідку під Перекоп, з чим він успішно впорався. Відрекомендувавши з кращого боку Якова Крижанівського, Калнишевський прохав фельдмаршала задовольнити його прохання про відставку(6).
Крестившиеся на Сечи евреи часто получали фамилию Перехрыст (перекрещенный из иудаизма в христианство). Таково же происхождение распространённой среди украинцев фамилии Крыжановский, ведь слово «крыж» на польском, староукраинском и белорусском языках означает «крест». Примером можно считать запорожца Якова Крыжановского, который родился в еврейской семье, умел читать и писать по-еврейски. Придя на Сечь, крестился и получил эту фамилию. Скоро Яков выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви, что не мешало ему быть хорошим воином. С началом русско-турецкой войны 1768-1774 года Запорожский Кош послал его в разведку под Перекоп, с чем он успешно справился. Кошевой атаман Пётр Калнышевский рекомендовал Якова Крыжановского, как особо отличившегося, командующему русской армией Петру Румянцеву. (Владислав Грибовский, кандидат исторических наук «Как евреи были козаками»)
Аналогічне прізвище (Крижанівський) мав i козак-чернець Іов. Biн походив з м. Пінська із Польші чи Правобережної України, пізніше покинув з невідомих причин батьківську домівку, прибув на Січ, де й був охрещений ієpoмонaxoм київського Межигірського монастиря, що був тоді на Ciчi. Хрещеними батьками козака, котрого нарекли Іовом Крижанівським, були запорожці Іван Швидкий та Артем Василіїв. Він став глибоко віруючим православним, i через якийсь час архімандрит монастиря в Нехворощі, що на березі Opeлi, прохав київського митрополита про дозвіл постригти в ченці послушника Іова Крижанівського (6). В атестаті запорожця Василя Перехреста повідомлялося, що він також народився в єврейській родині в «Польщі» (тут цей термін міг означати взагaлi Річ Посполиту, включно з Правобережною Україною, Білоруссю та Литвою), за власним бажанням прибув до Ciчi, де був охрещений у Покровській церкві ігуменом Києво-Межигірського монастиря, а його хрещеними батьками стали запорожці (7).http://amklib113.ru/bbl/kzk/
Крестившиеся на Сечи евреи часто получали фамилию Перехрыст (перекрещенный из иудаизма в христианство). Таково же происхождение распространённой среди украинцев фамилии Крыжановский, ведь слово «крыж» на польском, староукраинском и белорусском языках означает «крест». Примером можно считать запорожца Якова Крыжановского, который родился в еврейской семье, умел читать и писать по-еврейски. Придя на Сечь, крестился и получил эту фамилию. Скоро Яков выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви, что не мешало ему быть хорошим воином. С началом русско-турецкой войны 1768-1774 года Запорожский Кош послал его в разведку под Перекоп, с чем он успешно справился. Кошевой атаман Пётр Калнышевский рекомендовал Якова Крыжановского, как особо отличившегося, командующему русской армией Петру Румянцеву.
http://www.politarena.org.ua/2008/08/30/kak_evrei_byli_kazakami.html
В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5]. И второе: резкое противопоставление евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов, было действием искусственным, предпринятым (рискну добавить: и предпринимаемым) в конкретных политических интересах, в конкретных политических обстоятельствах и для конкретных политических группировок.
http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1054