Описание герба

В щите, имеющем пурпуровое поле , золотой полумесяц, рогами вверх; под ним крестообразно положены золотые сабля и стрела, остриями к левому боку щита, по сторонам их две шестиугольные золотые звезды.

Щит увенчан дворянскими шлемом и короной. Нашлемник: три страусовых пера. Намет на щите красный, подложенный золотом.

Пурпурный цвет на щите (пурпур, purpure) - символ достоинства, силы и могущества (благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство).

 

Фамилия Крыжановский обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных довлеют :Шероховатый, Короткий.

Крыжановские(польск) — дворянский род.

Происходит из Польши. 11.01.1801 Император Павел I утвердил герб Крыжановских.

Герб рода Крыжановских внесен в Часть 6 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 145.

«Потомки сего рода Крыжановские переселились в Россию, служили Российскому Престолу дворянской службы в разных чинах. А в 1801 году 11 января был утверждён государем Павлом-І герб рода Крыжановских».

См. ссылки из Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5

Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи:

http://gerbroda.ru/arms/895.html

МАЛОРОССИЙСКИЕ ФАМИЛИИ     

из числа генеральной старшины и полковников войска Малороссийского до 1764 года входили

Гоголи, Зеленские, Кравченко, Крыжановские, Мазепа, Максимовичи, Маркевичи, Павлюки...

В польском варианте Крыжановский это Кжыжановский - читаем Кшижановски вследствии оглушения эвонкого Ж, который выступает после глухого К, но написание такое из-за орфографического закона не может выступать.
В Польше с фамилией Крыжановский - Kryżanowski проживает только 6 человек. Такое количестко носителей возможно указывает на то, что Крыжановский является искажением фамилии Кжыжановский - Krzyżanowski, очень распространенной в Польше.

А вот Крыжевских больше в Белоруссии. Во‑первых, выходцы из Крыжовки, что в Минской области, носили эту фамилию. Во‑вторых, крест по‑белорусски – крыж.

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ ГЕРБА

ПЕРЬЯ - находят свое применение в символике благодаря характеристикам, отводимым им народными поверьями, согласно которым их невероятная легкость как бы сама по себе поднимает птиц в воздух.

КОРОНА   — головное украшение, которое позволяет его носителю казаться выше и возвышает его над окружающими. Благодаря увенчанию короной он узаконивается как сверхчеловеческое, связанное с высшим миром существо.

В христианском образном мире корона символизирует не только «Божье величие», но и высшую достижимую ступень существования.

 ПОЛУМЕСЯЦ - показывает того, кто был удостоен благосклонным взглядом своего суверена. В христианской иконографии Дева и Богоматерь Мария часто сравниваются с Луной или изображаются стоящими или восседающими на лунном серпе.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

ЗВЗДА ДАВИДА (ивр. מָגֵן דָּוִד‎ — Маге́н Дави́д, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два равносторонних треугольника наложены друг на друга. Символ совершенства Божьего творения, знаком нашего восхищения мудростью Творца. Шесть концов «звезды Давида» соответствуют шести пространственным направлениям — земле, небу, северу, югу, востоку, западу, — что означает всемогущество Бога. Два треугольника переплетенные между собой означают, неразрывную связь человека с Богом. Один треугольник смотрит с неба на землю, а другой с земли в небо. это значит, что между землей и небом нет преград.

СТРЕЛА — оружие дальнего действия, которое пронзает (с точки зрения психоанализа — выражение «фаллического садизма»).В современном символическом языке стрела имеет исключительно значение указателя направления, при этом ни у кого не возникает ассоциации с оружием дальнего действия.Оперение охотничьих и военных стрел, которое, по-видимому, придает им устойчивость в полете, первоначально, вероятно, служило также магическим целям в смысле придания стреле посредством пера качеств птицы (быстрота, легкость).В общем и целом можно установить связь стрелы с такими символическими значениями, как импульс, быстрота, угроза и целенаправленность.

МЕЧ-символизирует силу, защиту, власть, королевское достоинство, лидерство, правосудие, мужество, бдительность. На метафизическом уровне меч олицетворяет проницательность, силу интеллекта, духовную решимость, неприкосновенность святынь. Это символ высших форм рыцарства, символ более низких - копье. Меч разделяет и отделяет душу от тела, Небо от Земли, пламенеющий меч отделяет человека от рая. У христиан меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Пламенеющий меч у каждых ворот или на каждом углу отделяют человека от рая. Меч - символ архангела Михаила.

ПЕРЕКРЕЩЕННЫЕ СТРЕЛА И МЕЧ
Decussata
 происходит от DECUS , Латинской для "различие", "честь", "Слава" и "благодати".Крест напоминает христианам, что они должны проявлять смирение.

'X' римская цифра имеет значение десять ( decem ).   «Десять» — символ завершенности и совершенства (десять заповедей Господних; 1+2+3+4=10, сумма цифр 1+0=1).


Крыж (пол. Krzyż от лат. Crux) — крест католической церкви, крест "лятский, латинский" (см. Крест). отсюда крижевник — рыцарь св. Креста. Крыжом  также называлась в древности крестообразная рукоятка меча и сабли.

Латинский крест Латинским крестом (Crux immissa, Crux capitata) называют такой крест, у которого поперечная линия делится вертикальной пополам, причём поперечная линия находится выше середины вертикальной линии. Обычно он ассоциируется с распятием Иисуса Христа, то есть, тем самым, с христианством в целом.

В первые века нашей эры латинский крест стал тем, с чем он ассоциируется сейчас — символом христианства. Теперь он стал ассоциироваться со смертью, виной (нести крест), кроме того — с воскрешением, возрождением, спасением и вечной жизнью (после смерти). В генеалогии латинским крестом обозначают смерть и дату смерти. В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (в русском языке — косой крест, в польском — krzyz — крест).

Крыж — часть полотнища флага (иногда используется также название «канто́н», принятое в западной вексиллологии).

Как правило, по своим размерам крыж не превышает половины ширины и половины длины полотнища.

Чаще всего крыж располагается в верхней четверти полотнища флага, в верхнем углу у древкового края.

Что значит фамилия КРЫЖАНОВСКИЙ?

Фамилия Крыжановский (также Крижановский, Аржановский, Шановский) произошла от названия деревни Крыжановка в Винницкой области. Чаще всего, эта фамилия встречается у выходцев из Черниговской области, Полтавской области, Умани и Херсона.

Евреям Российской империи начали давать фамилии в конце 18-го века, после присоединения к Российской империи западных областей Белоруссии, Украины и Прибалтики - после раздела Польши. Тогда Екатерина II получила вместе с западными областями огромное количество евреев, у которых исторически не было фамилий, а только имя и отчество, например "Шлойме сын Хаимке".

Чтобы "посчитать" свих граждан, а также организовать их призыв в армию были введены примерно раз в 10 лет переписи населения. Это и были "ревизские сказки", т.е. перепись населения, во время которой всем евреям были даны фамилии, как правило, либо по месту проживания (например, Вилейкин), либо по имени одного из родителей (например, Шифрин), а также по другим признакам, например, по профессиональному (Шойхет, Резник).

http://toldot.ru/urava/lnames/lnames_3900.html

 «Казацкая старшина»

Род Крыжановских основал выкрещенный еврей Антон Степанович, один из богатейших евреев Гетманщины. За услуги гетманской администрации Антон Степанович получил звание сотника Глинського Лубенського полка (1742), а затем и полковника гадяцкого (1762—1772).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%B2_%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

Засновником роду Крижановських (3) був вихрещений єврей Антон Степанович (? - июля 1772), який зробив запаморочливу кар'єру в гетьманській адміністраії. Спочатку він домігся передачі йому ряду відкупів та оренд. Поповнюючи гетьмансысу казну, Крижановський не забував i про себе, дуже швидко став одним із найбагатших людей Гетьманщини. За послуги гетьманській адміністрації Антон Степанович отримав непогану винагороду - уряд сотника Глинського Лубенського полку (1742), а потім i полковника гадяцького (1762-1772). До цього ж роду, ймовірно, наложив i відомий єпископ Смарагд Крижановський. 

http://amkob113.narod.ru/hron/

Якова Крижанівського, «от родителей закона еврейского в Польской области». Він ще був юнаком, але вже міг «разуметь письмом еврейским», знав i церковнослов'янську мову. Вихрестившись i нарікшись прізвищем Крижанівський (від «криж» - хрест), молодий козак служив при церковній школі, воював у 1763-1768 pp. 1768 р. його послано в розвідку під Перекоп, з чим він успішно впорався. Відрекомендувавши з кращого боку Якова Крижанівського, Калнишевський прохав фельдмаршала задовольнити його прохання про відставку(6).

Крестившиеся на Сечи евреи часто получали фамилию Перехрыст (перекрещенный из иудаизма в христианство). Таково же происхождение распространённой среди украинцев фамилии Крыжановский, ведь слово «крыж» на польском, староукраинском и белорусском языках означает «крест». Примером можно считать запорожца Якова Крыжановского, который родился в еврейской семье, умел читать и писать по-еврейски. Придя на Сечь, крестился и получил эту фамилию. Скоро Яков выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви, что не мешало ему быть хорошим воином. С началом русско-турецкой войны 1768-1774 года Запорожский Кош послал его в разведку под Перекоп, с чем он успешно справился. Кошевой атаман Пётр Калнышевский рекомендовал Якова Крыжановского, как особо отличившегося, командующему русской армией Петру Румянцеву. (Владислав Грибовский, кандидат исторических наук «Как евреи были козаками»)

Аналогічне прізвище (Крижанівський) мав i козак-чернець Іов. Biн походив з м. Пінська із Польші чи Правобережної України, пізніше покинув з невідомих причин батьківську домівку, прибув на Січ, де й був охрещений ієpoмонaxoм київського Межигірського монастиря, що був тоді на Ciчi. Хрещеними батьками козака, котрого нарекли Іовом Крижанівським, були запорожці Іван Швидкий та Артем Василіїв. Він став глибоко віруючим православним, i через якийсь час архімандрит монастиря в Нехворощі, що на березі Opeлi, прохав київського митрополита про дозвіл постригти в ченці послушника Іова Крижанівського (6). В атестаті запорожця Василя Перехреста повідомлялося, що він також народився в єврейській родині в «Польщі» (тут цей термін міг означати взагaлi Річ Посполиту, включно з Правобережною Україною, Білоруссю та Литвою), за власним бажанням прибув до Ciчi, де був охрещений у Покровській церкві ігуменом Києво-Межигірського монастиря, а його хрещеними батьками стали  запорожці (7).http://amklib113.ru/bbl/kzk/

Крестившиеся на Сечи евреи часто получали фамилию Перехрыст (перекрещенный из иудаизма в христианство). Таково же происхождение распространённой среди украинцев фамилии Крыжановский, ведь слово «крыж» на польском, староукраинском и белорусском языках означает «крест». Примером можно считать запорожца Якова Крыжановского, который родился в еврейской семье, умел читать и писать по-еврейски. Придя на Сечь, крестился и получил эту фамилию. Скоро Яков выучил церковнославянский язык и стал служить при сечевой церкви, что не мешало ему быть хорошим воином. С началом русско-турецкой войны 1768-1774 года Запорожский Кош послал его в разведку под Перекоп, с чем он успешно справился. Кошевой атаман Пётр Калнышевский рекомендовал Якова Крыжановского, как особо отличившегося, командующему русской армией Петру Румянцеву.

http://www.politarena.org.ua/2008/08/30/kak_evrei_byli_kazakami.html

В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5]. И второе: резкое противопоставление евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов, было действием искусственным, предпринятым (рискну добавить: и предпринимаемым) в конкретных политических интересах, в конкретных политических обстоятельствах и для конкретных политических группировок.

http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1054

 

Вы́кресты (выкрест, выкрестка) — перешедшие в христианство из другой религии;[1][2] чаще всего употребляется по отношению к крещёным евреям (аналог ивр. משומד‎, мешума́д, мн. мешумади́м; букв. «погубленные») и несёт негативные коннотации (несмотря на то, что первыми выкрестами были апостолы и ученики Христа). Большинство современных словарей дает слово «выкрест» с пометой «устаревшее».

Синонимы в словаре В. И. Даля: перекрест, перекрещенец, новокрещен, окрещенный еврей, мусульманин или язычник и глаголы выкрестить, выхрестить, выкстить, выкрещать и другие[3].


Евреи особенно часто стали переходить в христианство в XIX — нач. XX вв., когда религиозная принадлежность к иудаизму уже не отождествлялась жёстко с национальной принадлежностью, переход же в христианство снимал с еврея образовательные и другие ограничения, существовавшие в ряде государств (в Российской империи до 1917). Однако постепенно некоторые из них распространились и на выкрестов. Так, выкрестов не принимали в жандармы, с конца XIX века не рукополагали в священники, не брали на службу на флот, с 1910 года не производили в офицеры в армии; в 1912 году запрет на производство в офицеры был распространен также на детей и внуков выкрестов.

Выкресты часто получали фамилии, образованные от названий животных и птиц, так как образовывать фамилию по общему правилу, от отца, носившего еврейское имя, не хотели, а свободно выбирать себе любую фамилию в России долгое время было нельзя.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B

Сделать бесплатный сайт с uCoz